rus | eng

Угаров Борис Сергеевич
(1922-1991)

Борис Сергеевич Угаров родился в 1922 году в Петрограде. В год окончания средней школы для него, мечтающего об учёбе в Университете, как и для многих его сверстников, началась Великая Отечественная война. В девятнадцать лет он добровольцем ушёл в ополчение, а затем на фронт. Служил артиллеристом-наводчиком, участвовал в боях на Ленинградском и Волховском фронтах, в Карелии и на Дальнем Востоке.
Война с её тяжелейшими буднями, где жизнь и смерть каждую минуту ходят рядом, стала источником больших душевных потрясений. Борис Угаров видел искорёженные войной города, израненную природу. И боль от этих утрат рождала щемящую тоску о хрупкости природы и человека.
Через всю войну Борис Угаров пронёс собой монографию Грабаря о Валентине Серове, взятую из дома. Ещё в мирное время он занимался в студии Дома учёных у А.Рылова и М.Платунова, Посещал студию А.Эберлинга. Однако, мысли о художественном призвании обрели неожиданную ясность именно во время войны. В 1944 году Борис Угаров написал первую в своей жизни картину “Переправа артиллерии через реку Свирь” для армейского музея в Лодейном поле. Затем последовала вторая - “Артиллерия в горах” для армейской выставки в Москве, ряд портретов с натуры. После долгожданной победы и окончания войны Борис Угаров на основании работ военных лет был зачислен в Институт им. И.Е.Репина Всероссийской Академии художеств.
С третьего курса Борис Угаров учился в мастерской И.Э. Грабаря. Однако, из-за частых разъездов педагога между Москвой и Ленинградом мастерской фактически руководили В.Орешников (живопись) и А.Мыльников (рисунок). В 1951 году Борис Угаров защитил дипломную картину “Колхозная весна”, получив отличную отметку. А в дневнике появилась запись: “Начинается самостоятельная жизнь художника... Учиться много чему надо”.
С 1951 по 1954 годы он обучался в аспирантуре при Институте им. И.Е. Репина под руководством А.М.Герасимова. Её окончание ознаменовалось созданием картины “В колхоз. 1929 год”. Этим произведением Борис Угаров заявил о себе как о художнике крупного дарования. И все последующие годы подтверждал это, став одним из выдающихся мастеров русской реалистической живописи.
С первых лет творчества Угаров вглядывается в историю. И постепенно этот взгляд становится все более внимательным и многосложным. Это и взгляд-воспоминание, пытливо улавливающий в частных событиях, в людях нечто нетленное, сохраняющее свой смысл сегодня, и конкретный, взволнованный взгляд очевидца, стремление перенестись в прошлое.
Угаров стремится писать так, чтобы в сюжете не было ничего броского, эффектного, но чтобы написанное трогало душу.
И в цветовой организации холста нет ничего, что делало бы его заманчиво декоративным. Угарова не привлекает открытый цвет ни в природе, ни в живописи. Напротив, поводом взяться за кисть для него часто является как раз полное отсутствие в самом мотиве сколь-либо определенного цвета. Оттенки невыраженные, неназываемые ни одной краской на палитре заставляют встрепенуться его живописный темперамент, почувствовать манящую трудность, преодоление которой составляет для него наслаждение. В итоге и рождается чарующее соединение непритязательности мотива и сложной тонкости, изысканности живописи, глубоко разработанного цветового тона. В этом Угаров продолжает эстетическую линию ленинградского пейзажа двадцатых – тридцатых годов.
Диапазон Угарова-пейзажиста значительно расширяют его поездки по стране, в частности, по древнерусским городам, из которых, помимо беглых карандашных и акварельных набросков, он привозит ряд больших работ, отличающиеся энергией, осмысленностью художественной интонации, серьезной и строгой, чуждой репортерскому красноречию. Обогащают его как пейзажиста и зарубежные поездки.
Для Угарова мир искусства и мир действительный – неразделимое целое, единый художественный поток. Лучшие его произведения, независимо от того посвящены они прошлому или современности, облечены в совершенную, можно сказать, музейную эстетическую форму. За каждым его холстом возникает образ человека и художника высокой культуры, для которого всегда живы старые традиции.
Для этого художника, как и для многих других мастеров, характерно повышенное влечение к поискам положительного героя нашего времени— тенденция, особенно четко и наглядно обозначившаяся в развитии советского искусства последних лет. Одни находят этого героя совсем рядом, среди людей, чей труд сегодня движет жизнь народа вперед, в коммунистическое завтра: среди сталеваров и шахтеров, строителей и геологов, среди людей колхозной деревни. Мысль других обращается к недавнему прошлому, к образам тех, чьими руками, сердцем, кровью завоевывалась и утверждалась власть Советов в годы революции, гражданской или Великой Отечественной войны.
Угаров не склонен упрощать сложные явления действительности. Он избегает и тени напускного бодрячества, он остается верен правде, какой бы она ни была горькой и трудной. Но при всем том у него эта суровая правда не становится правдой жестокой, она не подавляет. Напротив, она сливается с пафосом утверждения положительного, возвышенного начала, воплощенного в образе героини картины. Жизнеутверждение в конечном итоге берет верх над трагедийностью.
Борис Угаров писал исторические картины, портреты, создавал циклы пейзажей. Начиная с 1951 года, преподавал в родном институте им. И.Е.Репина.

» к картинам художника
"Стеклянное небо" - частная петербургская галерея, представляющая работы известных мастеров советской живописи и графики от классического соцреализма до альтернативного искусства советского времени.

Мы также можем предложить интересные предметы антиквариата для коллекционеров и любителей старины.

Опытные искусствоведы галереи оказывают услуги по атрибуции, профессиональной оценке произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.

Галерея покупает живопись и предметы старины в собственную коллекцию.

Наши эксперты формируют частные и корпоративные собрания.

| пейзаж
| городской пейзаж
| индустриальный пейзаж
| натюрморт
| жанровые сцены
| портрет
| НЮ
| графика
| военная тема
| другое искусство